Please use this identifier to cite or link to this item: https://evnuir.vnu.edu.ua/handle/123456789/18319
Title: Колошук Н. Г. “Не святой, а с кобзою казак Мамай”: поздняя лирика М. Сармы-Соколовского.
Authors: Колошук, Надежда Георгиевна
Bibliographic description (Ukraine): Колошук Н. Г. “Не святой, а с кобзою казак Мамай”: поздняя лирика М. Сармы-Соколовского // Religious and Sacred Poetry : An International Quarterly of Religion, Culture and Education. Crakow, 2015. Year 3: 2015. V. 2 (10). P. 85-102.
Issue Date: 2015
Date of entry: 14-Sep-2020
Publisher: Fundacja Naukowa Katolików ‘Eschaton’ (Kraków, Polska)
Keywords: лирика М. Сармы-Соколовского
“Интинская школа” в украинской поэзии
сборник “Серебряное перо соколиного полёта”
образно-тематические мотивы
визуальная поэзия
Abstract: Цель исследования – рассмотрение образно-тематического содержания посмертного лирического сборника “Серебряное перо соколиного полёта”, автор которого – украинский священник и бывший заключённый ГУЛАГа Николай Соколовский (поэтический псевдоним – Мыкóла Сáрма). Биография и творчество необычного поэта практически не изучены. В данном исследовании использованы историко-литературный и проблемно-тематический подходы к прочтению его поздней лирики. Актуальность обусловлена значительной общественной и культурно-эстетической ценностью творчества поэта. Новизна исследования в том, что сборник “Серебряное перо соколиного полёта” (издан посмертно в 2009 году) впервые рассмотрен в литературно-исторической перспективе, проанализированы главные тематически-образные мотивы и идейные аспекты. Индивидуальной поэтической манере поэта дана литературоведческая оценка. Главные выводы. М. Сарма-Соколовский стал поэтом в неволе – в лагере Инта, где отбывал срок в 1949 1961 годах. Его можно отнести к “Интинской школе” украинской поэзии в ХХ веке – кругу интеллектуалов, испытавших на себе влияние выдающегося украинского переводчика Григория Кочура, который в заключении не прекращал творческую работу и “заразил” ею многих солагерников в Инте. Будучи почти ровесником Кочура, Соколовский считал себя его учеником. Кроме литературного таланта, он был одарённым художником и музыкантом-кобзарём, но после заключения не смог вполне реализовать свои творческие силы, находясь под надзором КГБ. Последняя книга М. Сармы – это “книга старости”, жизненных итогов и расцвет его таланта. Она во многом по-новому раскрыла поэта и художника, обнаружив его тягу к экспериментам с поэтическим словом и образом, со стихотворной формой. Творчество М. Сармы требует более глубокого изучения – стиховедческого, мифопоэтического; но прежде всего биографического и текстологического.
URI: http://evnuir.vnu.edu.ua/handle/123456789/18319
Content type: Article
Appears in Collections:Наукові роботи (FFG)

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
RASP-2015-no-02-10-85-105.pdf858,43 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.