Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: https://evnuir.vnu.edu.ua/handle/123456789/15435
Назва: О времени, языке и Боге: мотивы и поэтика сборника избранного М. Кияновской „373”
Інші назви: About Time, Language and God: Motifs and Poetics of Collection of the Selected Works „373” by M. Kianovska
Автори: Лавринович, Лилия Богдановна
Lavrynovych, Liliia B.
Лавринович, Лілія Богданівна
Бібліографічний опис: Лавринович Л. О времени, языке и Боге: мотивы и поэтика сборника избранного М. Кияновской «373» // Religious and Sacred Poetry: An International Quarterly of Religion, Culture and Education ; edited by Marek Mariusz Tytko. 2016 . Volume 2 (14). Р. 231–270.
Дата публікації: 2016
Дата внесення: 2-січ-2019
Видавництво: The Scholarly Foundation of Catholics "Eschaton"
Теми: современная украинская поэзия
М. Кияновская
сакрально-религиозные мотивы
мифопоэтическое
„бытие и время”
Логос
молитва
сучасна українська поезія
М. Кіяновська
сакрально-релігійні мотиви
міфопоетичне
"буття і час"
modern Ukrainian poetry
M. Kianovska
sacral and religious motifs
mythopoetic
„being and time”
Logos
prayer
Короткий огляд (реферат): Современная украинская поэтесса Марианна Кияновская принадлежит к числу авторов, в творчестве которых мотивы молитвенного обращения к Богу, осмысления Его сущности относятся к основным. Цель статьи – осуществить анализ сборника избранного М. Кияновской „373” (2014) в аспекте религиозно-сакральной проблематики. Система представлений автора о природе Божественного базируется на ряде концептов, важнейшие среди которых – бытие, время, язык, Бог. М. Кияновская выстраивает самобытную синтетическую модель мира, которая имеет признаки и первобытного мифопоэтического, и христианского мировоззрения. Но так же для ее лирики характерны переклички с толкованием субъективного времени в духе А. Бергсона, представлениям Э. Гуссерля о феноменологии внутреннего сознания времени, мыслями М. Хайдеггера о „бытии-как-присутствии”. Основные константы творческого мировоззрения М. Кияновской можно выразить триадой „время как обстоятельства бытия – язык как путь – Бог как цель”. Время в качестве основного атрибута человеческого дления связан у Кияновской с феноменом, созвучным хайдеггеровскому „событию”, которое является выходом в пространство сакрального; таким же выходом из релятивного профанного времени является анамнесис как воспоминание о совершенном, истинном мире. Поэтическая речь, по Кияновской, – источник и средство связи с Божественным. Язык для поэта – не только пространство его существования, это сам смысл бытия и одновременно процесс его создания. М. Кияновская творит логодицею, созвучную идеям М. Хайдеггера, согласно которому поэзия – становление бытия с помощью слова. Поэтическое искусство и молитва – две формы жизни, которые в личности поэта выполняют общую функцию, потому что являются путем и залогом его роста в Боге. Природа Божественного в сборнике М. Кияновской не ограничивается восприятием как воплощенного сакрального Слова-Логоса. Бог здесь, как и в христианской доктрине, является святым всемогущим и всезнающим создателем, источником бытия, истиной, любовью. Бог – Другой, к которому бесконечно стремится лирический субъект, чтобы постичь Его смысл, наполниться Им. В стихах сборника это показано как мистическое чувство удивления от трансцедентной природы Бога, от Его присутствия, как вопрошания, просьбы о „неисчезающем свете”. Духовно-медитативное начало в лирике М. Кияновской характеризуется более религиозно-мистическим, чем философско-рациональным пафосом. Поэзия Кияновской, несмотря на изображение глубоко личностного, интимного субъективного пространства, герметичная, с высокой степенью образно-смыслового обобщения. Этому способствует использование на уровне поэтики синтеза литературных традиций символизма и сюрреализма.
Modern Ukrainian poetess Marianna Kianovska is one of the authors in whose works the prayful appeal to God and comprehension of His essence belong to the main motifs. The aim of the article is to analyse the collection of selected works „373” by M. Kianovska (2014) in respect to its religious and sacral perspective. The author’s system of beliefs about the nature of the Divine is based on the range of concepts, main of which are being, time, language and God. M. Kianovska constructs the original synthetic model of world that possesses characteristic features of both mythopoetic and Christian worldview. At the same time her lyric poetry overlaps with the definition of subjective time in A. Bergson’s manner, E. Gusserle’s conception about the phenomenology of internal time consciousness, and M. Heidegger’s thoughts of „being-as-presence”. The fundamental constants of M. Kianovska’s creative worldview can be expressed by means of triad „time as the circumstances of being – language as a way – God as a goal”. Time as the main attribute of human duration in the works by M. Kianovska is connected with the phenomenon concordant with M. Heidegger’s „event” that is an exit to the sacral space; anamnesis as the recollection of perfect and genuine world is the same exit of the relational profane time. According to Kianovska, poetic language is the source and connection means with the Divine. For a poet language is not only the space for being but it is also the sense of being and the process of its creation. M. Kianovska creates logodicy harmonious with M. Heidegger’s ideas; according to him, poetry is the formation of being with the help of word. Poetic art and prayer are two forms of life that perform the common function in the poet’s personality. They are the way and precondition of his/her growth in God. The character of the Divine in M. Kianovska’s collection is not circumscribed by its perception as the embodied sacral Word-Logos. Here, as well as in the Christian doctrine, God arises as a saint, omnipotent, omniscient creator, and the source of being, truth, love. The lyrical subject constantly strives to the God – Another to grasp His sense, to be filled with Him. It is presented as the mystical feeling of astonishment because of transcendental nature of God, His presence; as the pleading and interrogative oration, the request of „never ceasing light”. Spiritual and meditational beginning in the poetry by M. Kianovska is rather characterised by religious and mystical than by philosophical and rational pathos. Despite the depiction of deeply personal, intimate subjective space, M. Kianovska’s poetry is geometric, with the great extent of imaginative and notional generalization. This is facilitated by the use of the synthesis of literary traditions of the symbolism and surrealism on the level of poetics.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://evnuir.vnu.edu.ua/handle/123456789/15435
Тип вмісту: Article
Розташовується у зібраннях:Наукові роботи (FFG)

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
ilovepdf_com-231-270.pdf881,59 kBAdobe PDFПереглянути/відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.